Ф.Гюлен: «Мы, мусульмане, должны критически пересмотреть наше понимание ислама»

Нe сoздaли ли нaши скрытыe склoннoсти к дeспoтии, физичeскoe нaсилиe в oбщeствe, прeнeбрeжeниe мoлoдeжью и нeдoстaтки в oбрaзoвaнии срeду для тoгo, чтoбы группы с тoтaлитaрным сoзнaниeм мoгли вeрбoвaть сeбe стoрoнникoв? Тoлькo в пoдoбнoй aтмoсфeрe мусульмaнe мoгут эффeктивнo бoрoться с грубoстью и нaсильствeнным экстрeмизмoм. Я рaздeляю глубoкую гoрeчь пoлутoрa миллиaрдoв мусульмaн при видe пoпытoк этиx групп oдeть свoи тeрaкты в oдeжды рeлигии. Нaм нeoбxoдимo рaбoтaть вместе с социумом для создания инфраструктуры, которая, посредством раннего обнаружения группы риска, удерживала бы молодежь от поиска опасных приключений, а также содействовала бы семьям посредством консультативной и иной помощи. Мы должны обучить нашу молодежь выражать свои мысли и чаяния демократическим образом. Не столкновение цивилизаций, а столкновение человечества и варварства

С великим прискорбием наблюдаю, как после недавних событий отдельными людьми вновь на повестку дня выносится тезис о столкновении цивилизаций. Редакция представила его как лидера общественного движения “Хизмет”, который придает большое значение знанию, поддерживает демократию и межрелигиозный диалог. М.Фетхуллах Гюлен, Le Monde Важным для обеспечения здравомыслия последующих поколений является введение в школьную программу, начиная с младших классов, тем, связанных с демократическими ценностями. Недостаточно просто проклять террор

Недавняя трагедия, произошедшая в Париже, в очередной раз напомнила, как мусульманским богословам, так и простым мусульманам о том, что нужно безусловным образом отвергать и проклинать подобные кровожадные нападения, которые совершаются во имя нашей религии. Если мы желаем защитить права и гражданские свободы мусульман по всему миру, а также внести свой вклад в то, чтобы люди всех вероисповеданий жили в мире и спокойствии, мы должны участвовать в искоренении терроризма во всех его политических, экономических, социальных и религиозных аспектах. Несмотря на неблагоприятные условия, мусульмане должны более плотно взаимодействовать с государственными органами тех стран, гражданами которых они являются, и должны вносить свой вклад в разработку политических мер, способствующих интеграции мусульман в принимающее их общество. Антимусульманские и антирелигиозные высказывания, отношение ко всем согражданам-мусульманам как к потенциальной угрозе безопасности – все это приносит больше вреда, чем пользы. Это не означает отход от накопленного богатства исламской традиции, а скорее интеллектуальное исследование на предмет подтверждения настоящего учения Корана и традиции Пророка, к чему так стремились наши праведные предшественники. Было отмечено, что ранее он был близок к Эрдогану, но после коррупционных скандалов стал его главным оппонентом. Не создали ли мы почву для того, чтобы люди, оставшиеся в пустоте, отчаялись и начали искать альтернативу вследствие нашей неспособности обеспечить основные права и свободы человека, верховенство права и плюралистическое мышление? Государственные органы, религиозные лидеры и организации гражданского общества в мусульманских обществах должны совместно противодействовать деятельности по вовлечению молодежи в ряды террористов. Невозможно, чтобы цивилизация развивалась, пока люди не смогут проявлять эмпатию к боли каждого человека, независимо от его религиозной или этнической идентичности, и пока не будут стараться снять эту боль с той же решимостью. Не знаю, выдвигали ли авторы этого тезисы его в качестве желаемого видения будущего. Мусульмане, живущие в Европе, хотят жить в мире и спокойствии. Мусульмане должны безо всяких оговорок и условий отвергнуть тоталитарную идеологию, которую пытаются распространять террористы; мы также должны поощрять в противовес этому плюралистическое мышление, которое считает многообразие богатством. Граждане Франции, которые погибли в Париже, ливанцы из мусульман-шиитов, которых убили днем ранее в Бейруте, мусульмане-сунниты, которые умирают от тех же террористов в Ираке — они все, прежде всего, люди. Наша обязанность, как мусульман, с одной стороны, работать плечом к плечу с каждым для спасения человечества от этого ужаса терроризма, а с другой стороны, постараться очистить светлый лик нашей религии от этого дёгтя. Необходимо маргинализировать радикальные интерпретации религии

Необходимо маргинализировать те вырванные из контекста прочтения наших религиозных источников, которые эксплуатируются для служения извращенным идеологиям. Наша принадлежность к человечеству идет прежде этнической, национальной или религиозной идентичности, поэтому как раз коллективное человечество получает основной вред от таких варварских актов. Кто-то может претендовать на формальную идентичность при помощи ряда слов и символов. Однако, в этой связи, только проклятий и отстранения недостаточно. Известная французская газета Le Monde опубликовала статью исламского богослова Фетхуллаха Гюлена, в которой он поднял тему борьбы с терроризмом. Мы можем бороться с насилием и терроризмом и взращивающими их тоталитарными идеологиями, подавая добродетельный пример в качестве добропорядочных граждан, отвергая и маргинализируя радикальные интерпретации религиозных источников, бдительно не давая им возможности завладеть умами молодых людей, а также начиная прививать демократические ценности со школы. Мусульмане должны отказаться от теорий заговора и заняться самокритикой

Мы, как мусульмане, должны отказаться от теорий заговора, которые мешают нам встретиться лицом к лицу с нашими проблемами, и заняться самокритикой. Необходимо усилиями всего общества разрабатывать проекты, нейтрализующие все факторы, способствующие вербовке террористами новых сторонников. Но измерить действительность и искренность этой самопровозглашенной идентичности можно исключительно через приверженность ее базовым ценностям. Я бы хотел четко и ясно выразить следующую мысль: мы являемся свидетелями не столкновения цивилизаций, а, скорее, столкновения человеческой цивилизации и варварства. В борьбе с террором мусульмане должны стать частью решения проблемы

Наша обязанность, как мусульман, быть частью решения проблемы, несмотря на наши обиды. Наличие определенных базовых убеждений отличается от догматизма. Будучи мусульманами, мы должны, пользуясь случаем, критически оценить наше понимание ислама и религиозную практику в свете потребностей и условий нашей эпохи. Возможно и совершенно необходимо возродить приверженность к свободе мысли, которая однажды привела исламский мир к возрождению, оставаясь, при этом, верными духу религии. Критерий настоящей веры — это не слоганы или внешний вид, а приверженность к фундаментальным принципам, являющимся основой для всех мировых религий, — предельного уважения к человеческой жизни и человеческому достоинству. Мусульманские богословы, мыслители и интеллектуалы должны продвигать холический подход к религии, а также должны суметь заново проанализировать те юридические нормы, которые были выработаны во времена Средневековья, когда политическая идентичность преимущественно соответствовала религиозной и шли непрерывные вооруженные конфликты. История показывает, что следом за подобными трагедиями возникает чрезмерная реакция. Мы должны продвигать про-активное, позитивное взаимодействие с государственными структурами тех стран, чьими гражданами мы являемся, чтобы мусульмане за одним столом обсуждали планы по борьбе с террором и предлагали свои решения. Критерий настоящей веры — это приверженность принципу сохранения человеческой жизни

Мне сложно выразить словами ту горечь, которая меня охватывает перед кошмарной жестокостью, практикуемой так называемым ИГИЛ и схожими террористическими группами. Совершенно точно, что сейчас возрождение подобной риторики помогает террористическим сетям вербовать новых членов.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.